• Vistavki0005.jpg
  • Vistavki0009.jpg
  • Vistavki00010.jpg
  • Vistavki0006.jpg
  • Vistavki0007.jpg
  • vistavki0001.jpg
  • Vistavki00011.jpg
  • Vistavki0008.jpg
  • vistavki0002.jpg
  • Vistavki0004.jpg
  • vistavki0003.jpg

Модель "Драхе" передана в музей

В начале декабря музей получил новый подарок, который будущем году украсит его экспозицию. Вадим Малыш, давний друг и партнер музея, сопредседатель клуба подводных исследователей, передал в фонды музея модель немецкого артиллерийского корабля «Драхе» (масштаб 1:40).

Воссоздать корабль по фотографиям, без сохранившихся чертежей, взялся судомоделист Франк Хоффмайстер. Надо отметить, что это уже его вторая работа, подаренная Вадимом Малышем музею для пополнения экспозиции о подводных археологических объектах Балтийского моря.

С момента спуска на воду в 1908 г. и на протяжении Первой мировой войны «Драхе» нёс службу как патрульный и учебно-артиллерийский корабль. После разгрома Германии он буквально чудом уцелел при сокращении флота по Версальскому договору. В 1919-1921 годах выполнял функции минного тральщика и работал на ликвидации многочисленных минных полей Балтийского моря. В 1936 г. «Драхе» модернизируют: паровые котлы меняют на паротурбины, угольные котлы – на дизельные двигатели, тогда же поменялся внешний вид корабля. После переоснащения его скорость возросла до 18 узлов/час, он стал базироваться в Пиллау (совр. Балтийск) и работал как учебный артиллерийский корабль. К январю 1945 г. «Драхе» стал нести дозор в Данцигской бухте (совр. Гданьская бухта) и сопровождать конвои по маршруту Данциг—Либава (сове. Гданьск и Лиепая), успел принять участие в эвакуации войск и гражданского населения из Восточной Пруссии. 18 апреля 1945 г.  после многочисленных атак советской авиации и попадания двух бомб «Драхе» стал тонуть. Согласно полетным отчетам авиации Балтийского флота вероятнее всего «Драхе» пал под напором Ил-2 9-й Штурмовой авиационной Ропшинской Краснознаменной и Ордена Ушакова дивизии. Затонувший корабль был обнаружен в 2009 году, на кадрах подводной съемки видны многочисленные следы от снарядов, корпус сильно поврежден, в 2014 году был снят документальный фильм об этой находке "Имя на борту", автор – В.В. Малыш (ознакомиться с фильмом можно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=W7ZrkWdIpko)

В своих исследованиях музей совместно с партнерами уделяет внимание всем подводным объектам Балтийского моря, которые представляют историко-культурный интерес. Так, одним из самых значительных событий в подводных поисковых работах музея стало обнаружение советской подводной лодки С-4 (обнаружена в 2013 г., установлена мемориальная доска с именами членов экипажа в 2014 г.). Среди других крупных находок – немецкое судно ледокольного типа «Поллукс» (2011 г.); советская подводная лодка С-10 (2017 г.), остов грузового парусного судна рейзенкан (2018 г.)

 


Два праздника отметили одновременно

Музей Мирового океана 11 декабря отметил сразу две памятные даты: День Героя России и День Андреевского флага. В рамках праздничных мероприятий прошла встреча учащихся школ с Героем России, лётчиком палубной авиации, экс-командующим морской авиации Балтийского флота Павлом Кретовым.
После общения с гостем ребята посмотрели два документальных фильма. Первая картина — «Адмирал Кузнецов. Андреевский флаг» — снята документалистами телеканала «Т24». Съёмочная группа провела почти два месяца вместе с лётчиками морской авиации, которые выполняли боевой поход в Средиземное море во главе с флагманом ВМФ России авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Зрителю впервые в нюансах представлен весь процесс работы авианосной ударной группы — от взаимодействия кораблей до боевого применения их сил и средств. Воздушные съемки, которые использованы в фильме, позволили детально отобразить боевую работу морской авиации в Средиземном море.
Вторая документальная лента — «Флаг. Символ преемственности» —рассказывает трагическую историю о судьбе кормового Андреевского флага с корабля «Император Александр Третий», чудом сохранившегося и недавно возвращенного в Россию из далекой Австралии. Из всех флагов Российского императорского флота он был спущен последним — в Северной Африке, в Бизерте, 30 октября 1924 года. Особое внимание уделяется судьбам членов Русской эскадры, которым из-за братской кровопролитной войны пришлось покинуть Родину. Вместе с надеждами на возрождение монархии они увезли с собой и этот флаг, история которого затерялась почти на столетие: лишь 15 августа 2014 года Андреевский флаг с линкора «Император Александр Третий» был возвращен в Крым.


День Андреевского флага

Музей Мирового океана приглашает 11 декабря отметить День Андреевского флага. С 11 .00 в экспозиции «Глубина» начнется трансляция двух документальных лент, посвящённых главному символу военно-морского флота России.

Первая картина «Адмирал Кузнецов. Андреевский флаг», снята документалистами телеканала «Т24», входящего в группу «Цифровое телевидение». Съёмочная группа провела почти два месяца вместе с лётчиками морской авиации, которые выполняли боевой поход в Средиземное море во главе с флагманом ВМФ России авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». В результате на основе эксклюзивного видеоматериала был создан документальный фильм «Андреевский флаг», состоящий из двух частей. Зритель впервые сможет в нюансах увидеть весь процесс работы авианосной ударной группы - от взаимодействия кораблей до боевого применения их сил и средств. Воздушные съемки, которые использованы в фильме, позволяют детально отобразить боевую работу морской авиации в Средиземном море. В том числе новейшего истребителя МиГ-29К и разведывательно-ударного вертолёта Ка-52 К «Катран».

Вторая документальная лента, "Флаг. Символ преемственности", расскажет трагическую историю  о судьбе кормового Андреевского флага с корабля "Император Александр Третий", чудом сохранившегося и недавно возвращенного в Россию из далекой Австралии. Из всех флагов Российского императорского флота он был спущен последним – в Северной Африке в Бизерте, 30 октября 1924 года. Особое внимание уделяется судьбам членов Русской эскадры, которым из-за братской кровопролитной войны пришлось покинуть родное государство. Вместе с надеждами на возрождение монархии они увезли с собой и этот флаг, история которого затерялась почти на столетие. 15 августа 2014 года Андреевский флаг с линкора "Император Александр Третий" был возвращен на Родину, в Крым. Зрители вместе с экспертами программы в лице профессиональных историков, морских офицеров и потомков моряков Русской эскадры проследят захватывающий путь Андреевского флага сквозь пожары истории начала 20 века к возрождению преемственности Российского флота с его славной символикой, гордо прошедшей сквозь столетия.  

Краткая справка:

11 декабря 1699 года, Пётр Первый учредил Андреевский флаг, который с этого момента стал официальным флагом Российского военного флота и уже более 400-сот лет он гордо развевается на мачтах наших кораблей.

Андреевский флаг добровольно спускали дважды. Первый случай произошел в мае 1829 года во время Русско-Турецкой войны. Стройников - командир фрегата "Рафаил", попавшего в окружение, приказал спустить флаг по просьбе матросов. Хотя военный совет приказал драться до последней возможности, а затем, подойдя к ближайшему кораблю врага, взорвать "Рафаил". Стройников, пожертвовав своей честью и честью Андреевского флага, но спас сотни жизней. Все офицеры "Рафаила", кроме одного мичмана, были затем разжалованы и лишены наград. Сам фрегат император Николай Первый повелел сжечь. Приказ спустя 24 года выполнил вице-адмирал Павел Нахимов во время Синопского сражения. А имя "Рафаил" навсегда было вычеркнуто из списков Российского императорского флота.

Второй раз Андреевские стяги добровольно спустили с мачт в мае 1904 года во второй день Цусимского сражения. Контр-адмирал Николай Небогатов, приказал опустить флаги на пяти оставшихся от эскадры кораблях, оказавшихся окруженными двумя с половиной десятками японских судов. Во время трибунала стало известно, что командир таким образом спас от гибели 2280 моряков. Контр-адмирала приговорили к смертной казни, которую затем заменили десятью годами крепости.


Старый водопровод — новый экспонат

IMG 20181127 103410Фонды Музея Мирового океана пополнились новым очень интересным экспонатом. И не просто интересным, а уникальным.

Археологи, проводившие раскопки на улице Клинической, обнаружили часть водопровода Кёнигсберга конца XIX века. Именно тогда был издан указ о ликвидации открытых колодцев и принято решение заменить их водонапорными колонками. В результате под городом, появилась достаточно разветвлённая водопроводная сеть. Трубы для неё выполнялись полностью из древесины лиственницы. Неудивительно, что спустя более сотни лет, состояние этого инженерного чуда оставляет желать лучшего.

Впервые на подобные находки археологи наткнулись ещё в нулевые. Тогда извлечь из земных недр столь ценные предметы не получилось. На этот раз ученным повезло больше. На поверхность были подняты три фрагмента. Длина самого большого составляет 7 метров; двух других – до 2 метров. И на сегодняшний день это единственные образцы старой водопроводной системы Кёнигсберга, которые можно увидеть.

Впрочем, за то, чтобы их сохранить, музейным сотрудникам придётся ещё побороться. Дело в том, что за десятилетия нахождения под землей дерево впитало воду и сейчас его влажность составляет более 90%.
Специалисты реставрационной мастерской Музея Мирового океана, имеющего большой опыт сохранения мокрой древесины, уже приступили к консервации новых экспонатов. Наибольшую проблему представляет семиметровая часть водопровода. В силу своих габаритов её невозможно поместить в вакуумную сушильную камеру, что позволило бы существенно сократить время сушки. Фрагменты поменьше уже отправились в «волшебный» аппарат и проведут в нём около трёх месяцев — до тех пор, пока вся влага не испарится. На сушку большого фрагмента понадобится полгода минимум, а хранить его придётся в закрытом сухом помещении.

IMG 20181127 103445Пока уникальный артефакт ещё можно увидеть на Фридрихсбургских воротах, однако, уже в ближайшее время его отправят на Янтарную мануфактуру, где он и будет находиться до середины следующего года. 
В дальнейшем все фрагменты планируется разместить в экспозиции «Морской Кёнигсберг-Калининград», либо представить в Центре подводной археологии, открыть который музей наметил в 2023 году.

 


Судьбу "Пацаева" обсудили на пресс-конференции

 

В Музее Мирового океана прошли торжественные мероприятия посвященные 40-летию поднятия вымпела Академии наук СССР на научно-исследовательском судне «Космонавт Виктор Пацаев».

Вот уже 17 лет судно ошвартовано у причала музея — и 16 из них продолжало нести свою космическую вахту, обеспечивая связь с МКС. Лишь осенью прошло года оно сдало свой пост наземному контрольно-измерительному пункту, сохранив при этом статус музея.

Сегодня, в сопровождении экскурсовода, можно побывать в нескольких выставочных залах корабля, в его ходовой рубке и подняться на палубы. Легендарный «Пацаев» внесен в реестр объектов культурного наследия России. Однако представителей ветеранских общественных организаций, сотрудников музея и калининградцев продолжает беспокоить судьба судна.

Именно дальнейшая жизнь последнего корабля «звездной флотилии» стала темой пресс-конференции, прошедшей в музее. В ней приняли участие генеральный директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова, дочь Виктора Пацаева Светлана Пацаева, летчик-космонавт Герой России Сергей Авдеев, действующий капитан НИС «Космонавт Виктор Пацаев» и ветераны морского космического флота.

В ходе общения с представителями средств массовой информации стало понятно, что вопрос о передаче судна Министерству обороны все еще находится в стадии согласования — и это вызывает некоторую тревогу. Впрочем, все опасения общественности развеял Сергей Елисеев, заместитель командующего Балтийского флота. Он отметил, что уже в декабре будут подписаны все необходимые документы и легендарный корабль вернется в ведение Минобороны. Уже в следующем году начнутся работы по переоборудованию судна и его подготовка к масштабной реконструкции. Заместитель командующего отметили, что на «Пацаеве» смогут жить курсанты и кадеты, а само судно станет филиалом парка «Патриот» в Калининграде.

 


Если заметили ошибку,
выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


  • 0012.jpg
  • 0017.jpg
  • 007.jpg
  • 009.jpg
  • 006.jpg
  • 001.jpg
  • 0018.jpg
  • 0014.jpg
  • 0019.jpg
  • 003.jpg
  • 0010.jpg
  • 0015.jpg
  • 005.jpg
  • 0016.jpg
  • 008.jpg
  • 004.jpg
  • 002.jpg
  • 0011.jpg
  • 0013.jpg
  • 0020.jpg
Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   smedia